Константинополь - Святая София
Содержание материала
В многовековой истории «Великой церкви» было немало трагических событий.
Частые землетрясения приводили к необходимости поновлений и усиления конструкции, что несколько изменило облик в целом прекрасно сохранившегося храма. Серьезные последствия имели землетрясения VI в., которые в 558 г. привели к обрушению изначально более плоского купола. Новый купол, возведенный в 562 г. уже другим архитектором Исидором, был выполнен в облегченном варианте и в целях надежности системы равновесия поднят на 7 м. Однако в 989 г. вновь последовала катастрофа. В этот раз восстановление храма длилось дольше его строительства и завершилось в 994 г. Одной из печальных страниц истории Софийского собора стало чудовищное разграбление, учиненное христианами-крестоносцами при захвате города в 1204 г.
Христианская история храма длилась почти тысячелетие. Последняя служба состоялась в нем вечером 28 мая 1453 г. и продолжалась всю ночь до падения Константинополя под натиском армии Мехмеда Завоевателя. Красота и величие храма пленили мусульман, и он не был разрушен. Собор, превращенный в мечеть, становится образцом для исламского зодчества теперь уже Османской империи.
Христианская Европа вновь открыла для себя чудо Св. Софии только в 1847 г., когда по инициативе султана Абдула Медида для её реставрации был приглашен швейцарский архитектор Г.Т. Фоссати. С этого момента началось изучение памятника. Наконец, в результате реформ Ататюрка, в 1934 г. храм стал общедоступным музеем.
Константинополь – вечный священный город, которого нет и который по-прежнему существует не только в пространстве христианской истории, но и в реальной топографии Стамбула. Стоит лишь выбрать нужный ракурс, и сквозь дымку Босфора проступают очертания древних величественных храмов византийской столицы.
Церковь Св. Ирины, «Мира Божественного», – одна из древнейших в Константинополе. Здесь, в стенах первого храма, при императоре Феодосии I состоялся Второй Вселенский Собор 381 г. Новая базилика VI в., увенчанная большим плоским куполом, была воздвигнута на старых основаниях, гармонично вписываясь в ансамбль архитектурного комплекса Великой церкви. Впоследствии фасады Св. Ирины были изменены перестройками, но внутри храма первоначальный замысел виден отчетливо: в драматургии сопряжения тяжести масс и грандиозного свободного пространства звучит симфония универсума. Св. Ирина никогда не была мечетью. В Османский период храм служил арсеналом. Сейчас это концертно-выставочный зал. Редкое зрелище – выставки современной инсталляции и перформанса или Стамбульская биеннале, проходящие в пространстве ранневизантийского храма, в алтаре которого возносится гигантский, выложенный мозаикой крест - видимый след эпохи иконоборцев. Получается, если не совсем органично и корректно, то уж, наверное, концептуально – в духе нашего времени.
В сравнении с масштабом Юстиниана, Мирелейон (Мечеть Бодрум) – придворная церковь Романа Лекапина, возведенная ок 922 г., выглядит совсем миниатюрной. Мощные полуколонки на фасадах небольшого здания придают его облику почти скульптурную пластичность. Памятник является одним из ранних образцов крестово-купольного храма «на четырех колонках» с уникальной конструктивной особенностью: поставленный на высоком сводчатом подклете, он оказывается двухэтажной постройкой. Такое решение позволило поднять храм до уровня дворца, построенного прямо на стенах одного из самых загадочных античных сооружений – большой ротонды.
Расположенный у вершины одного из семи холмов Нового Рима, храм монастыря Пантепоптес (Всевидящего Спаса), в турецком варианте – мечеть Эски Имарет, не утрачивает красоту архитектурного образа, даже пребывая в запустении. Объемно-пространственная композиция, пропорциональные соотношения частей и целого, детали былой роскоши храмового убранства, открывающиеся сквозь потрескавшуюся штукатурку мечети, – все это свидетельствует о том, что памятник принадлежит к лучшим образцам византийского зодчества конца XI в.
Ниже, над крутым склоном того же холма, возвышается храмовый комплекс монастыря Пантократора (мечеть Зейрек), основанного в начале XII в. императором Иоанном Комнином и императрицей Ириной. Аристократичный характер архитектурного ансамбля, состоящего из трех храмов, особенно эффектно раскрывается в живописной композиции восточного фасада, образованного семью стройными абсидами и разной высоты куполами. Средний храм, Архангела Михаила, – фамильная усыпальница династии Комнинов. О красоте и богатстве императорского монастыря ещё в древности ходили легенды, но от былой роскоши осталось не много. Бесценны сохранившиеся напольные мозаики с удивительными фигуративными элементами. Реликвии и сокровища ризницы были разграблены и вывезены в Венецию крестоносцами. Среди них находился и знаменитый алтарь Pala d’ora – один из шедевров константинопольских придворных мастерских.
Церковь Богородицы Кириотиссы (кон.XII в.), ныне мечеть Календерхане, – яркий пример византийского «столичного стиля» – изыскано утонченного, и в тоже время, величественно монументального. В интерьере, четыре массивных столпа, поддерживающих большой зонтичный купол, выделяют пространственное ядро храма, своды которого некогда блистали мозаиками. Редчайший случай – прекрасная сохранность инкрустации стен «многоценным и многоцветным мрамором» – полилитии. Насыщаясь светом, струящимся в храме отовсюду, фактура камня становится почти прозрачной и раскрывает нюансы множества цветовых оттенков. Красота и удивительные свойства драгоценного мрамора восхищали разум византийцев, рождая глубокие поэтические образы: «И плиты из белого мрамора, блистающие сиянием, и радостью наполняют наружный вид и расположением по отношению друг ко другу и соприкосновением их краев, ровных, и гладких, и прилаженных, они будто бы исчезают в непрерывности единого камня, как бы расчерченного прямыми линиями, это – «новое чудо» (Десятая гомилия Византийского Патриарха св. Фотия. IX в.).